Движение, пространство и время

Движение, пространство и время

Неотъемлемые свойства материи в философии называются атрибутами. Диалектический материализм в качестве атрибутов материи рассматривает движение, пространство и время. Вот об этих категориях, т.е. об атрибутах, мы немного поговорим.

Движение ― способ существования материи. В мире нет и не может быть движения без материи, как и материи без движения. Движение ― абстракция, отвлеченное нашим сознанием от реальных материальных предметов свойство изменять свои параметры. Поэтому движение в «чистом виде» существует только в мышлении, в реальности же существуют только движущиеся материальные объекты. Не может быть абсолютно неподвижного материального объекта. Покой же рассматривается как относительно устойчивое состояние материального мира, момент (сторона) движения.

Что же такое движение

Любой движущийся предмет до определенного времени сохраняет свою качественную определенность, стабильность внутренней структуры, т. е. некоторое постоянство, неизменность. Это непременное условие существования любой вещи. Таким образом ― движение и покой диалектически противоречивые свойства материального объекта. Развитие ― необратимое качественное изменение. Оно бывает прогрессивным ― проистекающим с нарастанием сложности и упорядоченности объекта, и регрессивным ― происходит деградация объекта, его распад, гибель.

Характеристика покоя всегда связана с конкретными предметами, которые фиксируются нами как находящиеся в состоянии неизменности. Это состояние может быть зарегистрировано только в определенной системе координат. Например, камень, лежащий на земле, находится в состоянии покоя по отношению к Земле, но он находится в состоянии движения вместе с Землей. Поэтому покой относителен, ибо его проявление зависит от системы отсчета, в то время как движение абсолютно. Итак, покой относителен.

Я сейчас сижу, печатаю этот текст. Относительно земли я в покое, но я вращаюсь вместе с Землей и двигаюсь вместе со всей Галактикой. Элемент покоя есть и в движении. Возьмем, например, равномерное прямолинейное движение. Элемент покоя здесь в том, что оно равномерное.

И в личностном росте должен быть элемент покоя, и в действиях человека что-то какое-то время не должно меняться. Тогда с ним можно иметь дело. Но если он годами не меняется, то с ним становится нудно. Однако если человек все время меняется, как стекляшки в калейдоскопе, то с ним тоже становится скучно и нудно. Так, истерические личности все время меняются. Вначале это завораживает, а потом надоедает. Здесь элемент покоя проявляется в том, что он все время в изменении. Конечно, на взаимодействие рассчитывать не приходится.

Я видел, как во время званного обеда у одной истерички на лице в течение 5 минут было три эмоциональных состояния ― от лучезарной, обворожительной улыбки до слез и проклятий. Понять причину этих изменений было невозможно. Горячо любящий ее муж, в конце концов, с нею развелся. Он никак не мог понять, что ему нужно сделать, чтобы его жена была в ровном настроении. Нет, вначале он пытался, а потом ему все это надоело.

Между движением и покоем существует диалектическое противоречие. Если это противоречие удается преодолеть, то идет развитие. Если противоречие не преодолевается, то идет деградация. Если человек все время работает и не отдыхает, то он гибнет. А если все время отдыхает, то умирает с голода.

Уместно или нет, но хочется сюда вставить следующую притчу.

Неподвижная скала. Притча от Нила Дональда Уолша

Жила-была Скала, полная бесчисленных атомов, протонов, нейтронов и субатомных частиц материи. Эти частицы беспрерывно двигались по определенному плану, и каждая из них добиралась «отсюда» «туда» за какое-то «время», но так быстро, что сама Скала казалась совершенно неподвижной. Она просто была. Она стояла, упиваясь солнцем, впитывая дождь, совершенно без движения.

― Что это движется у меня внутри? ― спросила Скала.

― Это Ты, ― сказал Голос Издалека.

― Я? ― переспросила Скала. ― Но это же невозможно. Я совершенно не двигаюсь. Это видно каждому.

― Да, но издалека, ― согласился Голос. ― На расстоянии, отсюда, выглядит так, словно ты монолитна, спокойна и неподвижна. Но когда я подхожу ближе, когда я очень внимательно смотрю на то, что фактически происходит, то вижу, что все, что Ты Есть, движется. Все это движется во времени и пространстве с невероятной скоростью по определенному плану, и это создает Тебя в виде вещи под названием «Скала». И это делает тебя чудом! Ты движешься и не движешься, в одно и то же время.

― Но что же из двух тогда иллюзорно? ― спросила Скала. ― Единство и покой Скалы или раздельность и движение Ее частиц?

На это Голос отвечал:

― Что же тогда иллюзорно: единство и покой Бога, или раздельность и движение Его частиц?

Сами отвечайте на эти вопросы.

Движение как абсолютный способ существования материи существует в бесконечно многообразных видах и формах. Эти виды и формы являются объектом изучения конкретных естественных и гуманитарных наук.

Кратко перечислим все виды движения, которые описал Фридрих Энгельс:

1) механическое;

2) физическое;

3) химическое;

4) биологическое;

5) социальное.

Конечно, можно дробить по деталям эти виды движения. Каждое из видов движения изучает конкретная наука. Механика изучает движение тел в пространстве. Физика изучает такие формы движения, как электричество, тепловое движение и пр. Химия изучает в основном качественные превращения. Как, соединяясь друг с другом, отдельные элементы мира ― атомы ― превращаются в молекулы. Биология изучает процессы движения живых существ. Как идет размножение, как образуются новые виды животных и т.п. Общественные науки изучают социальные формы движения, развитие классов и других общественных групп.

Следует отметить, что каждая следующая, более сложная форма движения включает в себя более простые формы движения.

Я, как человек, подчиняюсь законам социального движения. Но все социальные законы находятся в тесном сплетении с остальными видами движения. Я должен получить профессию, сам себе зарабатывать на жизнь, включаясь в ту или иную социальную группу, сотворить что-то такое, чего раньше не было. Иначе развитие человечества не остановится.

Но мне никуда не деться от биологических форм движения. Мне нужно удовлетворять свой пищеварительный инстинкт, оборонительный, сексуальный. Но социальные формы движения вынуждают меня удовлетворять эти биологические потребности несколько иначе, чем это делают животные. Мне нужно получить образование, специальность, устроиться на работу, заработать деньги, а потом с деньгами пойти в магазин и купить продукты, приготовленные другими людьми, а эти другие будут пользоваться результатами моего труда. Кто-то для меня построит квартиру и пошьет одежду и т.п. Да и сексуальный инстинкт я удовлетворяю, подчиняясь не только биологическим, но и социальным нормам.

В воспитании детей тоже действуют законы социологии. Я должен воспитать детей полезными членами общества. В общем, везде идет кооперация. Даже детей я делаю не только для себя.

Я уже не говорю, что в моем организме идут и электрические, и химические, и тепловые процессы. Да и от механического движения никуда не уйдешь. Кровь в сосудах, воздух в легких движутся по законам механики. Мы ходим и занимаемся спортом также по законам механики.

Представляете, как должен быть развит человек, чтобы быть успешным в своей деятельности, реализуя свои потребности, не вступая в противоречие с требованиями общества, а точнее, умело их разрешая.

Но вернемся к философии и ее категориям. Философия рассматривает движение как изменение вообще. Сказать, что материя находится в постоянном движении, значит признать, что материя находится в процессе непрерывного изменения. Следовательно, рассматривая движение как способ существования материи, диалектический материализм утверждает, что источник движения следует искать не вне материи, а в ней самой.

Вселенная при таком подходе представляется как самоизменяющаяся, саморазвивающаяся целостность. Так же как и отдельно взятый человек является частью мира. И в нем заключен весь мир. Его беречь нужно. А человека мы не бережем. Берегите себя, дорогой мой читатель. То есть постоянно двигайтесь, иначе говоря, развивайтесь. Постарайтесь это делать как можно лучше, чтобы не отвлекать других от их тоже очень важных задач. И можете о других не беспокоиться. Они не хуже вас. Смогут о себе позаботиться сами.

Другими, не менее важными признаками материи, диалектический материализм признает пространство и время.

Если движение материи выступает в качестве способа, то пространство и время рассматриваются как формы существования материи. «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и эта материя движется не иначе как в формах пространства и времени», ― писал В.И. Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме».

Понятие «пространство» отражает порядок сосуществования материальных образований. Мы все где-то находимся. Я вот сейчас нахожусь в Ростове, в своей квартире. Но в пространстве мы можем двигаться по трем направлениям. Время отражает изменения, происходящие в материальных образованиях. Вот сейчас я пишу эту книгу и тем самым как-то меняю реальность.

По времени мы все время идем в одном направлении. Обратно мы уже вернуться никак не сможем. Вот время-то и нужно использовать для развития. Ведь если я ничего не буду сейчас делать, то я потеряю время навсегда, так как вернуться уже назад невозможно. И самое дорогое, что у нас есть, ― это свободное время. Многие не знают, что с ним делать, и убивают его вечеринками, игрой в карты, выпивкой, пустыми разговорами, т. е. деградируют. А его нужно использовать для развития. И еще раз напоминаю: или вы развиваетесь, или деградируете.

При таком истолковании материи все многообразие бытия во всех его проявлениях рассматривается под углом зрения его материального единства. Мы все являемся частичками этого мира. И каждый из нас ― отдельный мир. Верующие говорят, что Бог внутри нас. И, где-то, это так. По большому счету, мы просто разная комбинация все тех же химических элементов. А бытие, Вселенная и мы, люди, являемся бесконечно развивающимся многообразием единого материального мира.

Естественнонаучной предпосылкой формирования диалектического материализма послужили три великих открытия:

1) закон сохранения энергии, утверждающего неуничтожимость энергии, ее переход из одного вида в другой;

2) установление клеточного строения живых тел, когда было доказано, что клетка является элементарной структурной единицей всего живого: растений, животных, микроорганизмов и человека;

3) теория эволюции Чарльза Дарвина, обосновавшего мысль о естественном происхождении и эволюции жизни на Земле, а также положение о естественном происхождении в процессе этой эволюции человека. Сегодня теория эволюции Дарвина ставится под сомнение, но я надеюсь, что не всё выкинут из того, что открыл Дарвин.

Эти открытия способствовали утверждению идеи о материальном единстве мира. Она вскоре получила дополнительное естественнонаучное обоснование, когда химики синтезировали мочевину, находимую ранее только в животных организмах, и показали, что при всей глубине различий живого и неживого между ними нет непроходимой пропасти. Живое может возникать из неживого. Вот здесь, пожалуй, и есть некоторое расхождение между верующими и материалистами. Но это только в плане философских дискуссий. А на практическом уровне все одинаково. Другим, не менее важным, выводом из этих открытий следовало признание принципа всеобщности эволюции и развития и, следовательно, истолкования единства мира как саморазвивающейся системы.

Фридрих Энгельс в «Диалектике природы», обобщив достижения естественных наук, создает свою классификацию форм движения материи. Он, как мы уже говорили, выделяет пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.

Классификация этих форм Ф. Энгельсом производится по трем основным принципам:

1. Каждая форма движения связана с определенным материальным носителем: механическое ― движение тел, физическое ― атомов, химическое ― молекул, биологическое ― белков, социальное ― индивидов и социальных общностей.

2. Все формы движения материи связаны друг с другом, но отличаются по степени сложности. Более сложные формы возникают на базе менее сложных, но не являются их простой суммой, а имеют свои особенные свойства, которые придают специфику данным формам движения.

З. При определенных условиях формы движения материи переходят друг в друга.

Давайте теперь посмотрим на самих себя. Существа мы социальные и подчиняемся законам социального движения, но и у нас есть все признаки более низких форм движения.

А теперь давайте подведем итоги. Мы участвуем в группах, учимся, собираемся в партии, государства и пр. Но в нас действуют и биологические законы, когда мы ищем социального партнера, питаемся, едим или голодаем, мерзнем или греемся. В нашем организме происходят электрические процессы, химические превращения, а двигаемся мы по законам механики. Да и сексом мы занимаемся примерно так же, как и животные. Но все-таки самое главное — это то, что мы ― люди, а основное отличие наше от животного то, что мы владеем абстрактным мышлением, сознанием и знаем, как устроен этот мир, его наиболее общие законы, т. е. философию.

Мы лучше будем ориентированы в этом мире, лучше будем питаться, размножаться, двигаться и дольше жить. А почему? А потому что нам свойственно абстрактное мышление. Мы в известной мере преобразуем мир. Нам, как и животным, необходимо удовлетворять пищевой, оборонительный и сексуальный инстинкты. Но мы эти инстинкты удовлетворяем не так, как их удовлетворяют животные.

Волк, когда увидит зайца, сразу же начинает гнаться за ним. Догонит ― съест, не догонит ― останется голодным. А если всё время будет не догонять, то с голоду умрет. И ему не нужно думать о том, что нужно тренировать свои мышцы в спортзале. Об оборонительном инстинкте побеспокоилась эволюция. Да и сексуальный инстинкт животные удовлетворяют напрямую. Погнался за самкой, удовлетворил свою потребность, да еще поспособствовал появлению волчат. А те волки, которые плохо бегают, потомства не оставят.

У человека удовлетворение этих потребностей происходит совсем иначе. Ребенок растет, развивается. Его кормят родители. Потом он приобретает специальность, устраивается на работу. Работает, получает зарплату, идет в магазин и покупает продукты. С помощью денег он удовлетворяет и оборонительный инстинкт. Шерсти на нем нет. Нужно купить одежду. Да и живем мы не в пещерах, а в квартирах. Я сам и квартиры не строю, и продукты питания не произвожу, да и шить не умею. Но я тоже произвожу какую-то продукцию, которая нужна другим людям. И вот этот товарообмен происходит по социальным законам. Сексуальная жизнь у нас тоже социально организована. Но все же никто не отменял биологических законов, что следует учитывать при организации социальной жизни. Если это не учитывается, то приводит к печальным последствиям.

Животное, если не будет физически крепким, просто погибнет. Его съедят, если не сможет убежать; останется голодным, если не сможет догнать добычу; не оставит потомства, если не сможет добыть себе сексуального партнера противоположного пола. Да его к самочке и не подпустят половозрелые самцы. Для того, чтобы завоевать право на самочку, ему нужно будет бороться со взрослыми самцами: победить их или хотя бы сравняться с ними силой.

У человека нет такой критической ситуации. Однако если социальная жизнь неправильно организована, то человек как вид может исчезнуть. Нередко родители докармливают своих детей до тех пор, пока эти дети не достигнут пенсионного возраста. Человек, не достигнув физической зрелости, может заниматься сексом, но затем не сможет выкормить своего детеныша. И только знание философии и хорошо развитого мышления может привести к тому, что человек хотя и не будет бегать в поисках пищи и воевать за сексуального партнера, но он, всё понимая, будет тренировать свое тело в спортивных залах или бегая кроссы.

И если воспитательный процесс будет идти правильно, то физическое развитие, духовная зрелость и материальная независимость возникнут одновременно. Так может разрешиться противоречие, которое у нас возникает при отставании материальной независимости и профессиональной зрелости от физического развития.

Многие философы Древней Греции достигали столетнего возраста, оставаясь здоровыми и деятельными. И лучше, когда мы будем осознанными философами, чем стихийными. Будем реже неврозами болеть, да и психосоматическими заболеваниями. И в этом отношении наиболее практичен диалектический материализм. Ко мне же за помощью обращаются люди, которые неосознанно являются приверженцами субъективного идеализма, то есть они считают, что мир ― это их ощущения, что делает их плохо ориентированными в настоящем мире и приводит к различным заболеваниям.

Почему важно знать философию? Потому что она изучает наиболее общие законы природы и общества. А это помогает быстро ориентироваться при изменении условий существования.

Философ не по диплому, а по духу может быстро перестроиться и заняться какой-нибудь другой профессией, если по каким-то причинам не может или потерял интерес заниматься прежним делом.

Я знаю одного биолога, который справился с должностью директора крупного завода. Помогла ему философия. Вот ход его рассуждений. Завод и живой организм устроены по одному и тому же принципу. Организм нужно кормить. Потом эта пища внутри перерабатывается, и организм выдает свою продукцию, которую затем нужно как-то реализовать, и что-то нужно сделать с отходами. И все это организм делает очень экономично и рационально.

Поэтому понятно, что следует создавать отдел снабжения, потом что-то делать с поступившим сырьем, продукцию необходимо продать, а также куда-то деть отходы. Основной своей задачей он справедливо считал подбор кадров и затем умело управлять ими. Ему нужно было фактически найти шесть человек: начальника отдела снабжения, начальника производственного отдела (главного инженера), начальника отдела сбыта и, конечно, главного бухгалтера, директора по персоналу и ещё найти творческого человека, который придумал бы, что сделать с отходами. Эти люди подберут себе сотрудников, а он в это дело вмешиваться не будет, а станет им помогать решать их задачи.

Тяжелее всего ему было найти человека, который бы занялся утилизацией отходов. Но он знал биологию и знал, как экономно устроен организм, который прокручивает через себя до 20 литров воды в сутки, а извне берет только два литра. Но директору удалось найти такого сотрудника. Отходы и их правильная утилизация дали ему до 30% прибыли. Интенсифицировалась изобретательская деятельность. Но самое главное ― ему удалось замотивировать работников завода и сплотить их в дружный коллектив, что привело еще и к падению заболеваемости, и практически прекратилась текучка кадров. Более того, появилась очередь желающих устроиться на работу на это предприятие.

Михаил Литвак, опубликовано econet.ru.

Комментарии:

Добавить комментарий