Самарканд – третий по величине город современного Узбекистана. Численность его населения превысила 570 тыс. чел. Это один из уникальнейших городов мира. Отметивший в 1970 году своё 2500-летие, Самарканд на протяжении большинства веков оставался одним из крупнейших центров Средней Азии. Его судьба связана со многими выдающимися государствами своего времени.
Находясь на пересечении важнейших торговых путей, он неоднократно являлся их столицей. Величайшего расцвета город достиг в эпоху империи Тимуридов, созданной великим Тамерланом. Этот период стал началом Тимуридского Ренессанса, оставившего после себя архитектурные шедевры мирового уровня. Музеи Самарканда представляют их великолепие современным туристам.
Музей истории основания Самарканда Афрасиаб
Фото: Hasan Tohirov, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=139902422
200 га городища – всё, что осталось от древнего Самарканда, разрушенного монголами в XIII в. Своё название глинистые холмы на месте, где когда-то находился город, получили в честь мифического царя Афрасиаба.
Первые письменные источники упоминают Самарканд во время походов Александра Македонского в IV в. до н.э. Российские археологи, изучавшие Афрасиаб с 1870 года, нашли свидетельства того, что город существовал уже в VIII в. до н.э.
Полученные при раскопках артефакты стали основой для музея истории основания Самарканда, открывшегося в 1970 году. Многовековой период жизни города показан в экспозиции, разделённой хронологически на 5 частей.
Среди предметов, найденных в городище, множество изделий из керамики, мечи, наконечники стрел, ножи, сосуды для захоронений, монеты, древние рукописи и книги, статуи, ювелирные изделия. Наиболее ценными экспонатами музея являются фрагменты фресок согдийского государства середины VII века, обнаруженные в Афрасиабе. Они появились перед завоеванием Самарканда арабами и началом исламского периода.
Фрески располагаются на 4-х стенах. Западная и южная посвящены сюжетам с участием короля Вархумана. Северная стена украшена китайским панно с императором Тайцзуном на охоте и императрицей на лодке. Восточная – изображает сцены из жизни Индии.
Адрес: ул. Ислама Каримова, 7.
Время работы: ежедневно 08:30 – 17:30.
- 30 лучших достопримечательностей Самарканда
Ансамбль Регистан
Фото: Alen Laguta, https://ru.123rf.com/profile_alenvl
Центральная площадь города – Регистан, широко известна за пределами Узбекистана. Первый шедевр исламского зодчества медресе Улугбека здесь был возведён в 1420 году при правлении Улугбека – внука Тамерлана, выдающегося учёного и просветителя.
Появление исламского учебного заведения, ставшего крупнейшим научным центром, повысило престиж столицы государства, а его здание украсило Самарканд – один из центров Великого Шёлкового пути.
В 1636 году её пространство Регистана становится более гармоничным. Напротив, на востоке площади, возведено медресе Шердор, для симметрии выполненное аналогично первому зданию, с особенностями в мелких деталях. Последней частью ансамбля стало появившееся в 1660 году медресе Тилля-Кари. Оно построено в северной части площади и придало ей законченность.
Комплекс Регистан выполнен в едином стиле персидской архитектуры. Издалека основные строения площади, благодаря однотипным порталам со стрельчатыми арками, выглядят очень похожими, но вблизи каждое из них впечатляет своими особенными элементами декора.
Среди исторических памятников на площади Регистан следует отметить погребальный комплекс династии Шейбанидов XVI века. Он находится восточнее медресе Тилля-Кари.
В XV веке на перекрёстке торговых путей у площади появился шестиугольный торговый павильон Чорсу с куполом. Его перестроили в конце XVIII века. В наши дни здесь находится художественная галерея.
Адрес: медресе Теля Кари.
В помещения ансамбля вход открыт с 20 февраля по 20 ноября с 7:00 до 24:00; с 20 ноября по 20 февраля с 8:00 до 20:00.
- Что посмотреть в Самарканде за 1 день — 16 самых интересных мест
Музейный комплекс Мирзо Улугбека
Фото: Bobyrr, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=45377192
Одной из наиболее известных личностей, связанных с Самаркандом, является Мирзо Улугбек. Кроме успешного правления государством Тимуридов, он вошёл в историю как выдающийся учёный. Наиболее известны работы Улугбека по астрономии и математике.
Для изучения небесных светил в 1420-е годы была построена обсерватория. Её строительство и последующие эксперименты велись с помощью нескольких десятков выдающихся математиков, астрономов и архитекторов, приглашённых Улугбеком.
Здание обсерватории имело вид цилиндра диаметром 46 м и высотой 33 м. Её размеры определялись секстантом – инструментом для астрономических измерений. За счёт частичного погружения секстанта под землю, сооружение удалось сделать ниже почти в два раза, что было очень актуально в условиях высокой сейсмической активности.
Два верхних этажа и плоская крыша обсерватории использовались для работы, на первом этаже были жилые помещения. Судьба обсерватории не стала успешной и продолжительной. Научное учреждение было разрушено вскоре после смерти Улугбека в 1449 году. Его остатки были обнаружены археологами только в начале XX века.
Рядом с ними в 1964 году был построен музей Улугбека. Его основное здание выполнено похожим на медресе Улугбека. Экспозиция музея состоит из двух частей. Одна из них рассказывает об Улугбеке как государственном деятеле. Вторая посвящена его научной деятельности.
Адрес: ул. Ислама Каримова, 8.
Время работы: ежедневно 08:00 – 18:00.
- Что привезти из Узбекистана
Самаркандский областной краеведческий музей
Фото: Hasan Tohirov, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=139468999
Открыт в 1981 году. Для него был выделен особняк купца А. Калантарова, построенный в 1916 году. Не поскупившийся на отделку здания и внутренних помещений заказчик получил выдающийся дом, в котором умело сочетаются популярный в ту пору стиль модерн и традиционные восточные техники декорирования.
Особенно неординарно выполнена большая гостиная мехмонхона, в оформлении которой использована распространённая в Средней Азии техника резьбы по ганчу – гипсово-глиняной смеси, нанесённой в виде штукатурки. Полученные узоры раскрашены и создают впечатляющую картину, которая стоит того, чтобы её увидеть.
Первый этаж занимает историческая экспозиция. В ней отражены более 20 веков насыщенной жизни края, начиная от образования согдийского государства до наших дней. Предметы в каждом помещении дополняют витражи, эффектные изразцы печей, резные деревянные потолки и стены.
В гостиной представлена роскошная мебель в стиле ампир. Согласно одной из легенд, она принадлежала Наполеону Бонапарту и попала в Самарканд в качестве подарка от Александра I.
Второй этаж посвящён природе края. Здесь можно увидеть богатые гербарии и чучела животных.
Адрес: ул. Абдурахмана Джами, 51.
Время работы: ежедневно 09:00 – 17:00.
Музей Виноделия при винзаводе им. Ховренко
Массовое появление виноградников в Средней Азии относится ко времени правления Тамерлана. Местный климат позволяет набирать ягодам высокую сахаристость и они чаще используются как столовые сорта, идут на производство изюма. Употребление вин запрещено исламом, поэтому в регионе они практически не производились.
Первый винзавод был основан после вхождения Узбекистана в состав Российской империи. В 1868 году, с целью наладить выпуск вин, в Самарканд приезжает российский предприниматель Д.М. Филатов.
Построив небольшую винодельню, он вскоре добился впечатляющих успехов. Для производства вина он использует как местные сорта винограда, так и экспериментирует с привозными.
Уже в 1883 году на Международном конкурсе в Париже вино Филатова «Биишты» удостоилось Большой золотой медали, за ним последовала награда в Антверпене. Развитию виноделия Филатову помешала Октябрьская революция, и он покинул Россию, замуровав в тайниках обширную коллекцию хранящихся вин.
В 1927 году эстафету от него принял известный винодел М.А. Ховренко. При нём были выведены новые сорта винограда, значительно расширился ассортимент продукции. Продолжает работать винзавод и в XXI веке, выпуская вина, коньяки, бальзамы и водку.
Многие гости города, посетив дегустацию на винзаводе, неожиданно узнают, что в Самарканде производится ряд интересных напитков, о чём они даже не подозревали. Во вкусной процедуре принимает участие три вида белого и четыре красного вина, бальзам и два коньяка. Дегустация сопровождается комментарием специалиста и гармонично подобранными закусками.
Адрес: ул. Махмуда Кашгари, 58.
Время работы: ежедневно 10:30 – 19:00.
Государственный музей истории и культуры Узбекистана
Фото: Jamshid Avazovich Djurakulov, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=123726971
Первая экспозиция, рассказывающая об истории и культуре Узбекистана с акцентом на регион Самарканда, открылась в 1896 году. За время своего существования, музей неоднократно изменял свои названия и места расположения.
Его коллекция постоянно расширялась и насчитывает около 200 тысяч ценных исторических и культурных экспонатов, распределённых по пяти тематическим отделам. С 2014 года она находится в специально выделенном и отремонтированном здании на ул. Улугбека.
Среди древних экспонатов уникальным является шлем VI в. до н.э., принадлежавший воину племени саков. Представлены обширные коллекции греческих, парфянских и кушанских монет. Имеются старинные предметы буддийских храмов, а от периода зороастризма сохранился ряд оссуариев, в которых хранились останки усопших.
К особенно ценным предметам исламского периода относятся списки священного Корана XI века, росписи и резные панели из дворцов Самарканда и ряда других поселений. Интересны три серебряные чаши V-VI в.в., найденные в окрестностях Самарканда.
Большое значение имеет собрание предметов декоративно-прикладного искусства, включая традиционную одежду разных периодов, ковры, ювелирные изделия.
Адрес: ул. Мирзо Улугбека, 148.
Время работы: ежедневно 09:00 – 17:00.
Дом-музей Садриддина Айни
Фото: Hasan Tohirov, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=139902888
Выходец из беднейших слоёв Узбекистана, Садриддин Айни родился в 1878 году в Бухарской области. Несмотря на трудную жизнь, потерю родителей в детском возрасте, к 1905 году он уже стал известным поэтом. Параллельно с творчеством, Айни активно участвует в общественной жизни, занимается организацией светских школ.
Разделяя политические взгляды джадидов, выступающих за преобразования в мусульманском обществе, он попал под преследования властей Бухары и в 1917 году вынужден был бежать в Самарканд. В городе он прожил более 35 лет.
После революции он несколько лет работал учителем, а затем полностью перешёл на научное и литературное творчество. Получивший широкую известность в СССР и многих странах мира, Садриддин Айни вошёл в историю как основоположник таджикской и узбекской литературы, общественный деятель, учёный.
В городе сохранился дом, связанный с жизнью писателя в городе. Он состоит из исторической части конца XVIII – начала XIX века и нового здания, которое было построено Айни в 30-е годы XX столетия. До нас без изменений дошли два кабинета и жилые комнаты хозяина. В помещениях расположены предметы обстановки времени жизни Садриддина Айни, многие из них принадлежали писателю и его семье.
Посетителей привлекает традиционная для Средней Азии печь для обогрева сандал, расписанная национальными узорами. В экспозиции представлены книги писателя, изданные на разных языках, оригиналы рукописей. Здание музея часто используется для проведения творческих встреч и культурных мероприятий.
Адрес: Регистанская ул., 7Б.
Время работы: ежедневно 09:00 – 18:00.
Мавзолей Гур-Эмир
Фото: Anatolijs Laicans, https://ru.123rf.com/profile_ragad79
Шедевром зодчества в Самарканде стал мавзолей Гур-Эмир (могила эмира). Он известен как захоронение Амира Тимура (Тамерлана), величайшего из правителей Самарканда.
Крупнейший завоеватель не был первым, кто упокоился в сооружении. Его построил сам Тимур для любимого внука и будущего наследника престола Мухаммеда Султана, скончавшегося в военной кампании 1403 года.
Изначально на месте усыпальницы будущий престолонаследник в конце XIV века начал строительство образовательного центра. К началу XX столетия дошли только незначительные части его медресе, ханаки, входного портала и минарета. Дед решил увековечить память о внуке, соорудив поблизости мавзолей. Тимур не успел закончить строительство, так как умер в очередном военном походе в 1404 году.
Под сводами мавзолея он нашёл последнее пристанище. Окончательно работы были завершены Улугбеком. Гур-Эмир стал семейным склепом династии Тимуридов. Кроме внука и деда, здесь были захоронены останки двух сыновей Тамерлана, ещё одного внука – Улугбека и учителя Тимура.
Мавзолей стал выдающимся творением архитектуры. Благодаря таланту его создателя – зодчего из Исфахана Мухаммеда ибн Махмуда Исфахани в сооружении удалось реализовать достижения исламской архитектуры Среднего Востока с учётом тенденций своего времени.
Здание не стало похожим на традиционные башенные мавзолеи, при этом оно не было и портальным. Архитектура Гур-Эмира повлияла на облик выдающихся сооружений в других регионах, наиболее известным из которых стал Тадж-Махал в Индии.
Адрес: ул. Оксарой, 1.
Время работы: пн-пт с 9:00 до 18:00, сб. и вс. — выходной.
Комплекс Шахи Зинда
Фото: lisaveya, https://ru.123rf.com/profile_lisaveya
Важнейшей достопримечательностью является ансамбль мавзолеев Шахи Зинда. Большинство из его сохранившихся некрополей, расположенных на южной окраине городища Афрасиаб, относится к XIV-XV в.в.
По легенде, наиболее раннее захоронение принадлежит первому мусульманскому проповеднику VII века Кусаму ибн Аббасу, двоюродному брату пророка Мухаммеда. Миссионер погиб во время нападения язычников. Согласно нескольким версиям, он остался живым, что стало причиной названия комплекса Шахи Зинда «бессмертный царь».
Захоронение на территории святого, пострадавшего за веру, сделало некрополь местом поклонения мусульман. Несколько веков посещение мавзолея Кусам ибн Аббаса приравнивалось к хаджу – паломничеству в Мекку.
Ансамбль состоит из трёх уровней: нижнего, среднего и верхнего. Они соединяются арочно-купольными переходами. От сооружений XI-XII в.в. сохранились их основания и надгробия. Основной комплекс Кусам ибн Аббаса состоит из нескольких зданий, включая мавзолей и мечеть.
Средняя группа сформирована из усыпальниц XIV-XV в.в., принадлежащих родственникам Тамерлана и его приближённых. На верхнем ярусе находится три мавзолея второй половины XIV века. Наиболее совершенны здания нижнего уровня. Они относятся к периоду правления Улугбека.
Сооружения Шахи Зинда выполнены в едином архитектурном стиле. Цветовая гамма – купола цвета бирюзы и оттенки синего на узорчатой плитке. Сооружения Шахи Зинда великолепно представляют выдающиеся образцы восточного декора.
Адрес: ул. Шахи Зинда, 39.
Время работы: ежедневно с 7:00 до 22:00.
Ковровая фабрика Худжум
Фото: Galyna Andrushko, https://ru.123rf.com/profile_kamchatka
Многие туристы неожиданно открывают интересное место, которое становится одним из ярчайших воспоминаний от города. Речь идёт о ковровой фабрике Худжум.
Несмотря на тысячелетнюю культуру Востока, связанную с коврами, фабрика появилась в 1992 году. Предприимчивые собственники отважились на рискованный вариант производства. Изделия Худжума производятся по примитивной технологии, вручную, с применением только натуральных материалов и красителей.
Большинство ковров ткут из шёлка, хотя часть ассортимента составляют изделия из шерсти. Мастерицы используют всего два простейших инструмента: крючок и ножницы. На тутовнике разводят шелкопрядов, из коконов которых получаются шёлковые нити.
Прямо во дворе фабрики и в её окрестностях выращиваются растения, из которых получают красители. Все они местные, за исключением привозного индиго.
На самаркандских коврах традиционно преобладают растительные орнаменты. Откликаясь на современные запросы, значительный объём продукции выпускается по эскизам заказчика. Нередко это настоящие картины с различными сюжетами.
Основная часть продукции производится под заказ, нередко ковры покупают и посетители фабрики. Как и сотни лет назад, искусство ковроткачества является важной составляющей древней культуры Среднего Востока. Лучшим способом убедиться в этом станет посещение фабрики Худжум.
Время работы: ежедневно, 08:00–18:00.
Бумажная фабрика Мерос
Фото: LBM1948, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=74618629
Технология производства бумаги в Китае появилась в 105 году н.э. Постепенно секреты её изготовления продвигались по Шёлковому пути на запад.
В VIII веке бумагу из коры тутового дерева научились делать в Самарканде. Благодаря стараниям местных мастеров, бумага, произведённая в городе, на много веков завоевала лидирующие позиции и стала эталоном качества в Европе.
Мерос по-узбекски, значит, наследие. Так называется объединение энтузиастов, возродившее в пригороде Самарканда старинное производство бумаги по средневековым технологиям.
Продукция фабрики интересна не только туристам. Её высочайшее качество и уникальные особенности актуально и для практического применения. Заказы поступают на Мерос даже от государства. Особенно востребована бумага фабрики при восстановлении старинных рукописей.
Посмотреть, как производится бумага, на фабрике можно с экскурсионной группой или самостоятельно. Познание процесса изготовления вместе с гидом длится 1,5 – 2 часа. Посетителям доступно участие в производстве.
Все операции проходят с помощью старинных приспособлений, освоить их не составит труда. Фабрика расположена на берегу реки, в живописном месте, в тени деревьев. У входа имеется чайхана с местными блюдами и зоны отдыха. На фабрике продаётся сувенирная продукция.
Адрес: Самаркандский район, населённый пункт Конигиль.
Время работы: ежедневно с 08:00 – 18:00.
Центр Плова № 1
Фото: Elena Shashkina, https://ru.123rf.com/profile_shashkina
Для Узбекистана плов — это сакральное блюдо, а наслаждение от процесса его поедания становится целым ритуалом, зачастую растягивающимся на несколько часов. Туристов посещение наиболее известного в Самарканде центра плова «Ош Маркази» удивит гигантскими порциями, которые одному невозможно осилить.
Между тем местные жители вполне справляются с огромными блюдами. Здесь у них выстраивается продолжительное действие вокруг любимого кушанья, дополняемое разговорами, чаем, закусками. В результате процесса опять возбуждается аппетит, что позволяет горожанам никогда не оставлять еду.
Салим-ака, знаменитый владелец пловной, продолжает дело, начатое его отцом. Он в совершенстве овладел искусством ошпаза – специалиста по приготовлению плова. Мастер ежедневно закладывает для гостей несколько гигантских казанов для приготовления плова, каждый из которых рассчитан на 500 чел.
К 12:00 кушанье готово и на двери заведения появляется табличка «Плов есть», которая через несколько часов сменится на «Плов закончился». Таковы традиции подачи популярного блюда.
Самаркандский плов считается лучшим в стране, а в городе на первом месте — «Ош Маркази». Поэтому, посетив это заведение, вы сможете познать вкус лучшего плова этой страны. В его приготовлении есть отличия от кушанья в других местах. Плов готовят слоями и при подаче не перемешивают, как принято в большинстве регионов.
Не стоит удивляться скромным интерьерам заведения. Оно восхищает своей едой, наслаждение которой популярно у местных. Для гарантированного посещения заказывайте столик заранее.
Адрес: ул. Ибн Сины, 12.
Время работы: ежедневно 11:00 – 15:00.