Загадочные места центрального Урала

Загадочные места центрального Урала

 Недавно, в январские каникулы членами армавирского местного отделения Русского географического общества, была произведена очередная  исследовательская экспедиция. Мы перенеслись на 2 тысячи 800 километров от предгорья Северного  Кавказа, к подножию Уральских гор.

Вблизи города атомной промышленности — Свердловск 44. В  70 километрах от Екатеринбурга, где мы исследовали одно из прекраснейших мест  среднего Урала, вернее одно из многих его прекрасных мест – святилище древних племён вагулов расположенного  на берегах озера Шайтан.

В это время года средний Урал предстал нашему исследовательскому взору в величественной красоте бело яркой зимы. В пушистом, сверкающем убранстве  осин и берёз, мягкой безветренной погодой и приятным, бодрящим минусом температур, таких не свойственных Краснодарскому краю.

Озеро Шайтан расположено  на запад километров в 15 от городка, он в 1949 году начал своё существование  открытием комбината атомной промышленности. Сегодня численность населения в этом закрытом городке насчитывает 90 тысяч жителей.

Город строился рядом с поселением староверов селом, по тем меркам  весьма большим Верх – Нейвинским. Рядом находились ещё множество сёл, маленьких в две,  три улицы. Сегодня таковых уже нет на карте. Да и сам посёлок Верх – Нейвинский остался одной, двумя улочками покосившихся старо-деревянных изб.  На столетней чёрной архитектуре бревенчатых изб резными окладами, вокруг  маленьких окон струится рисунок  вырезанный  мастерами далёких дней истории. Орнаментальные узоры где то сложные, где то попроще. Но отличительной особенностью, которую я особо отметила для себя – это рисунок слуховых окошек на фронтонах всех без исключения оставшихся в неизменной форме изб. Две вершины горы и восходящее над ними солнце. С моего взгляда, жителя Северного Кавказа  мне предстал образ нашего двуглавого Эльбруса. Такую точку прецессии восхода солнца, именно  между двумя пиками я наблюдала ранними утрами экспедиционного похода в долину Джылы-суу  со стороны  селения Хурзук в Карачаево-Черкесии. О каких именно местах среднего Урала повествует это напоминание в качестве рисунка на фронтонах крыш пока не разгадан. Вот что рассказал сторожила, местный житель , охотник  Владимир Иванов: « Когда я приехал, ещё мальцом в только что строившийся город мы жили как раз в этом посёлке. Я дружил с местными ребятами, детьми староверов. Характеры у них были  особенные, не такие как у городских ребят, не всем удавалось с ними подружиться. С самого детства мальцы были прирождёнными охотниками, в 10-ти летнем возрасте ловко умели поставить силки на птиц, петли на зайцев, знали все виды ловушек и читали любые следы зверья. Были выносливыми и более взрослыми в вопросах  взаимодействия природы и человека. С детства ребята знали кодекс охотника и никогда не пренебрегали им. В отношении с развивающейся вокруг их мира цивилизации были холодны. Многие из них и во взрослом возрасте сторонились города, ведя своё, странное бытиё обособленно и строго. Далее наши дороги жизни разошлись, что стало с ними я не знаю, но очень благодарен тем ребятам за истинную красоту того сказочного пространства, которое они приоткрыли для меня в далёких пятидесятых годах.»

     Итак, мы отправились к Шайтанскому озеру с целью посетить  древнее капище вагулов. Святилищ вокруг озера три. К двум из них можно подобраться по воде летом или по льду зимой, но так как лёд был ещё слаб, мы пожаловали к святилищу к которому по узкой дамбе можно подобраться по суше.

Путь пролегал через настоящую таёжную чащу. По белой картине снегового одеяла, дорогой, читали следы: зайца, лисы, куницы, мелких грызунов. Лес тут населён всякой живностью в изобилии. Предстали взору диковинные, стройные осины, лиственница, берёзы, липы, кедрачи и строевые сосны. Разлапистые ёлки в сверкающем  снеговом убранстве казались самыми прекрасными существами  тайги. Лес строевой, каждое дерево в 2-3 обхвата, чистый, звенящий. Само пространство почувствовалось как гостеприимное, зовущее к своим древним таинствам.  Вот и озеро Шайтан покрытое  белой пустошью. В лёгкой снеговой дымке теряется противоположный берег, там, наискось, через поле снегового моста – святилище. Но по свежему льду идти боязно, идём на восточный Шихан – святилище древних устроителей.

Справка: «Все памятники, расположенные вокруг озера, можно разделить на два типа: береговые низинные и скальные. Скальные памятники выстроены на высоких мысах. Другие, сложены из гранитных блоков, или же покоятся   на гранитных шиханах ( останцах ) высотой 7-11 м. На восточном и северном берегах, находится по одному памятнику на западном — ещё три. Зимой к озеру можно выйти по самому кратчайшему пути — по реке Кедровка, а далее по болоту, что со стороны дороги Нейва-Рудянка — Серовский тракт. Наибольший интерес представляют три исследованных и опубликованных скальных памятника: Шайтанский шихан, Южный и Средний шиханы. Их изучение дало значительные по величине и содержанию описание  комплексов  находок, в том числе неолитическое погребение и остатки человеческих останков, а так же  здесь археологами была собрана богатая коллекция утвари, украшений и оружия. Древние вагулы населявшие эти земли, были не только умелыми охотниками и добытчиками, но и имели глубокую духовную основу. Практиковали шаманизм, камлание, совершали ритуалы. Об этом свидетельствуют находки археологов богатой коллекции шаманских оберегов и идолов. Топография памятников и характер находок дают возможность интерпретировать памятники в качестве скальных святилищ. Работы на озере ведутся с 1996 г. Многолетние исследования показали, что все шесть памятников, как низинных, так и скальных, функционировали в качестве культовых. После завершения изучения основных памятников была проведена широкая разведка вокруг озера, в пределах полосы шириной до 1,5 км. В результате было обнаружено ещё несколько скальных святилищ».

 

И вот предстало взору то самое потаённое место, здесь, в пространстве  безмятежности и доверительности иное ощущение – его заметили все члены маленькой экспедиции. Пространство словно шатёр, покрыло нас чуть более тёплым воздухом, без ветряной тишиной и каким то особым чувственным настроением. Отныне каждый член команды погрузился в своё мироощущение и каждый пошёл по своему пути. Особо важное наблюдение показало, что в таких местах время растворяется, человек духовно сливается с пространством в единое целое здесь, у каждого свой унисон. При первом взгляде на каменные нагромождения кажется, что это дело рук человеческих. Огромные камни – блоки облизанные ветрами и дождями выглядят окатанными, никаких резких углов. Пространство начинает тебя вести от камня к камню, и ты вступаешь в глубокое общение с тайнами древних святилищ.

Под этим камнем хотелось посидеть и думалось здесь о чистоте помыслов.

Вот так же идёт духовное обновление, от тёмного к светлому, как у берёзы в проёме портала.

Вот так же идёт духовное обновление, от тёмного к светлому, как у берёзы в проёме портала.

Вершина святилища со священной каменной чашей. Дождевая вода скопившаяся в углублении чаши вбирает лучи восходящего солнца. Расположение строго на восток.  По приданиям, умывшись такой водой, ты открываешь  свои духовные очи.

Святилище огня. Удобно расположенный валун образует козырёк около 2,5 метров ,огороженное с трёх сторон место само просится под очаг. Стены валуна изрядно закопчены постоянным использованием места по назначению.

Мягкости форм и фактура камня завораживают.

Летающий сейд камень аккуратно выставлен  по некой не понятной нам схеме.

Под камни ножки, бережно подложены маленькие камни – пятки. Самые удивительные впечатления произвёл именно этот камень. Под ним, приходили образы далёкой, такой не понятной жизни, когда восходы дарили энергию —  живу, луна серебрила мудростью, когда деревья были большими. Здесь в глуши таёжной мы нашли сказку, по ощущениям, каждый свою.

Член русского географического общества ( РГО ) города Армавира  Е. Гончарова

Фото Д. Карпунин

Автор: Уфолог из Армавира Сергей Фролов 

Оставьте ответ